Экспертов Исследовательского холдинга Ромир заинтересовало то, как российские потребители распоряжаются своими средствами при выборе тех или иных развлечений. Ведь было бы слишком грустным сосредоточиться только на работе, забыв о нормальном отдыхе и досуге. Однако полученные в Ромир результаты выглядят не слишком позитивными.
Тем более, что у Ромир есть возможность сравнить ситуацию с той, которая была осенью 2014 года, когда экономика России еще не знала кризиса, санкций и обвала валютного курса.
Как оказалось, за прошедшее время количество россиян, которые фактически отказались развлечений, подросло на 6%. Если три года назад таковых было 45% опрошенных, то сейчас – уже 51%.
Иными словами, более половины участников опроса вообще не посещают никаких развлекательных заведений или мероприятий. И, прежде всего, это потребители возрастной категории от 45-ти лет, которые проживают в небольших городах или в сельской местности. Увы, это как раз та категория, которая отличается крайне низкими доходами.
Более того, по всем категориям развлекательных и досуговых мероприятий за прошедшие три года эксперты отметили, хоть и небольшое, но все же снижение. Самое большое сокращение произошло среди любителей прекрасного. Сильнее всего урезали расходы на развлечения поклонники современной музыки, их количество сократилось почти втрое. Поклонники классической музыки, а также оперных и балетных спектаклей сократили свои посещения чуть меньше – в 2,5 раза, а обычные театральные спектакли – почти вдвое.
Впрочем, посетителей других развлекательных заведений за прошедшие три года также стало меньше. Россияне стали экономить на боулинге и бильярдных, на ночных клубах. Количество посетителей заведений общепита сократилось на четыре процента. На 2-3% стало меньше посетителей SPA-центров и соляриев, салонов красоты и саун.
Для многих из тех, кто отказался от привычного досуга, определенной заменой стало посещение кино, а традиционные кафе и рестораны некоторые россияне заменили на сети быстрого питания (количество посетителей и там, и там выросло на 2%). Сейчас каждый четвертый российский потребитель проводит досуг в кино, и каждый пятый перекусывает в сети фастфуда. Попроще, чем театр и изысканный ресторан, но все же подешевле и вписывается в рамки семейного бюджета.
Однако и на этих доступных развлечениях россиян предпочитают экономить. Ведь, по данным Ромир, «средний чек» при походе в кино сократился почти вдвое. Можно предположить, что россияне при этом просто смотрят киноновинки, без заходов за попкорном и напитками.