15 июля 2014 г. представители Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области приняли участие в совещании (в режиме видеоконференции) межрегиональной рабочей группы по разработке климатической стратегии для Российского сегмента Баренцева региона. Кроме Мурманской области в состав рабочей группы вошли представители Архангельской области, Ненецкого автономного округа, республик Карелии и Коми и научных организаций. Принятый на 11-ой конференции министров окружающей среды стран-членов Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) в декабре 2013 г. План действий в сфере изменения климата в рамках сотрудничества в Баренцевом регионе на 2013 – 2015 гг. предусматривает среди прочего сотрудничество в разработке региональных климатических стратегий. Региональная климатическая стратегия – это стратегия перевода региона на путь устойчивого социально-экономического развития, обеспечивающего снижение антропогенной нагрузки на климатическую систему для смягчения происходящих в ней изменений и адаптацию региона к тем изменениям климата, которые носят необратимый характер. Применительно к Баренцеву региону речь идет как о разработке единой климатической стратегии для всего российского сегмента Баренцева региона (Мурманская и Архангельская области, Республики Коми, Карелия и Ненецкий автономный округ), так и об индивидуальных стратегиях каждого из этих регионов в отдельности. Необходимой предпосылкой разработки региональной климатической стратегии является инвентаризация выбросов парниковых газов, сажи, других соединений, оказывающих воздействие на климат, а также естественных поглотителей углерода (лесных массивов, торфяников, других водно-болотных участков, т.д.) на территории региона и создание соответствующих региональных реестров. При этом необходимо разработать и внедрить систему учета и отчетности, которая обеспечивала бы получение актуальных и достоверных сведений о выбросах парниковых газов. Необходимо также оценить потенциал сокращения выбросов парниковых газов в регионе за счет внедрения наилучших доступных технологий, повышения энергоэффективности, использования биотоплива и возобновляемых источников энергии. Результатом работы станет план действий, включающий в себя конкретные мероприятия по сокращению выбросов парниковых газов с привязкой к источникам, а также предложения в отношении политики и мер (реализуемых на местном, региональном и федеральном уровне), которые обеспечивали бы необходимые условия для реализации соответствующих мероприятий, в том числе через экономические механизмы поддержки и стимулирования. Особое внимание при этом должно быть уделено «экологическим горячим точкам», которые, как правило, являются одновременно и основными источниками выбросов парниковых газов и других веществ, негативно влияющих на климат. Неотъемлемой частью региональной климатической стратегии является комплекс мер по сохранению и развитию местных экосистем в качестве природных накопителей углерода и мест обитания биоты. Основными н 138e аправления сотрудничества в Баренцевом регионе в этой части должны стать рациональное природопользование и снижение нагрузки на местные экосистемы, развития сети ООПТ, использования недревесных ресурсов леса, широкое и последовательное внедрение стандартов устойчивого лесопользования, сертификации производства и поставок лесопромышленной продукции по соответствующим стандартам. При разработке климатических стратегий планируется использовать опыт, накопленный соседями по Баренцеву региону. В частности, Министерство окружающей среды Финляндии запускает проект ClimateSMART, в рамках которого предполагается провести семинар, специально посвященный обмену опытом по вопросам разработки региональных климатических стратегий.